Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

Особенности камеральной проверки налоговых деклараций

Вернуться назад


Как часто налогоплательщики искренне возмущаются тем, что налоговая инспекция неправомерно требует от них документы при камеральной проверке их налоговых деклараций, в то время как камеральная проверка за редким исключением должна проводиться в бездокументальной форме. Ведь для проверки документов проводится выездная налоговая проверка, ее еще называют документальной налоговой проверкой. Однако, вопрос это не простой и поэтому есть необходимость подробно об этом поговорить. Как разобраться в этой ситуации и правильно (умно) вести себя во взаимодействии с налоговиками? - расскажет управляющий ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр) – Некрасов Николай Васильевич.

1. В чем суть проблемы? В том, что статья 88 НК РФ, которая посвящена как раз особенностям камеральной проверки налоговых деклараций, разрешает запрашивать у налогоплательщиков лишь пояснения (но не документы) по вопросам, которые возникают у налоговых инспекторов в ходе их проверки (см. п.7 ст. 88 НК РФ) – «при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом».

Т.е. фактически, нормами НК РФ установлен запрет в рамках камеральной налоговой проверки запрашивать у налогоплательщика документы, если это напрямую не предусмотрено НК РФ. Но, при этом, имеются конкретные (частные) ситуации, когда налоговые органы вправе запрашивать и документы в ходе проведения камеральной налоговой проверки. Все эти случаи указаны в пп. 8-8.8. ст. 88 НК РФ.

Так, например, согласно п. 8.3. НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

При этом, необходимо отметить, что даже в этом случае, налоговый орган не вправе истребовать ВСЕ документы, а вправе истребовать только те, которые подтверждают только изменение соответствующих показателей новой декларации.

2. Однако, нельзя забывать, что есть и статья 93 НК РФ, которая позволяет налоговикам в ходе проведения налогового контроля (любого) запрашивать у налогоплательщиков документы.

Отсюда следует вывод, что ситуацию с камеральной проверкой налоговых деклараций следует рассматривать комплексно, т.е. во взаимосвязи статьи 88 со статьей 93 НК РФ и так сказать в динамике, т.е. в развитии. Алгоритм развития следующий:

(1) Если в ходе камеральной проверки первичной налоговой декларации или исправительной (но до истечения 2-х лет с момента подачи первой декларации) у налоговиков возникли вопросы, выявлены противоречия и ошибки, то в рамках статьи 88 НК РФ они имеют право запросить у налогоплательщика только лишь пояснения на возникшие у них вопросы;
(2) Если налогоплательщик свои пояснения в налоговый орган направил и они удовлетворили налоговиков, т.е. вопросы налоговиков были разрешены, то на этом и ставится точка. Камеральная проверка завершена.
(3) Если же налогоплательщик свои пояснения налоговикам не направил, или представленные пояснения не удовлетворили налоговиков, т.е. вопросы, поставленные налоговиками не были разрешены, то на этом точка не ставится. Камеральная проверка не завершена. Но, заметим очень важную деталь, возможности налоговиков на этом не исчерпаны, поскольку в «запасе» у них есть статья 93 НК РФ, которая разрешает им запрашивать у налогоплательщика документы.
(4) Следовательно, только в этом случае налоговики в рамках уже статьи 93 НК РФ имеют право запрашивать у налогоплательщика документы в рамках камеральной проверки. Т.е. круг замкнулся, вот таким образом налоговики из статьи 88 НК РФ плавно переходят в статью 93 НК РФ.

3. Но при этом очень важно понимать, что задом наперед такая ситуация не работает, вернее не должна работать. Т.е. со стороны налоговиков будет нарушением Налогового кодекса, если в рамках камеральной проверки первичной налоговой декларации, не запросив предварительно у налогоплательщика пояснения, налоговики сразу начинают запрашивать у налогоплательщика какие-либо документы, связанные с этой декларацией. Такого права статья 88 НК РФ им не дает.

А вот если запросом пояснений у налогоплательщика разрешить свои вопросы налоговикам не удается (налогоплательщик не ответил на запрос пояснений или прислал пояснения, которые не удовлетворили налоговиков), то лишь в этом случае они вправе применять, так сказать «тяжелую» артиллерию и … в рамках продолжающейся камеральной проверки запрашивать у налогоплательщика уже и документы.

Но очень важно понимать, что запрашивать можно далеко не любые документы, и не все подряд, а только те документы, которые необходимы им для того что бы найти ответ на возникший у них вопрос.

Автор: Управляющий ООО «БЭНЦ» - Некрасов Н.В.

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика