Аудиторская фирма БЭНЦ
Статьи наших специалистов
Улыбочку
Подкаст
Мы перезвоним Вам Мы перезвоним Вам

Задержка решения по итогам проверки –
это прямое нарушение закона со стороны ИФНС

Вернуться назад


В последнее время (речь идет о 2019 годе) появились случаи, когда налоговые Инспекции (подчеркну) в нарушение прямых требований закона (п.1 ст.101 НК РФ) по непонятным причинам до неприличия затягивают сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, для принятия решения по итогам уже законченных выездных налоговых проверок. О том, как можно и как нужно квалифицировать эти обстоятельства с точки зрения действующего законодательства РФ расскажет управляющий ООО «БЭНЦ» (Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр) – Некрасов Николай Васильевич.

Речь идет о случаях, когда выездная налоговая проверка уже закончена, Акт налоговой проверки уже вручен налогоплательщику, в нем содержатся серьезные многомиллионные претензии. К тому же в Акте проверки содержатся обвинения в умышленном уклонении от уплаты налогов. Налогоплательщик не согласен с содержанием Акта проверки и направил в налоговый орган свои письменные возражения. Налоговый орган уже рассмотрел его возражения и более того, провел мероприятия дополнительного налогового контроля, после которых он должен был вынести свое окончательное решение….

НО …. в этом месте почему-то все затихло …. прошло уже около 6 месяцев, а свое РЕШЕНИЕ по итогам выездной налоговой проверки налоговый орган не вынес до сих пор. Наступил какой-то совершенно непонятный правовой вакуум, пустота, бездействие … Инспекция не проводит в это время никаких мероприятий, связанных с выездной проверкой, но … и решения своего не выносит. И никаких внятных объяснений этому, основанных на нормах законодательства, налоговые органы не дают.

Как известно, согласно п.1 ст.101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса (это срок на предоставление налогоплательщиком возражений – 1 месяц), принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи (или решение о привлечении к ответственности, или решение об отказе в привлечении), или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Так же срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. Подчеркну норму закона – НО НЕ БОЛЕЕ, чем на один месяц.

Следовательно, закон устанавливает срок 10 дней + еще один месяц продления, если потребуется. И ВСЁ. Дальше руководитель Инспекции ОБЯЗАН выносить решение. А его решения все нет и нет. И это длится уже около 6 месяцев, причем 6 месяц после того как истек тот месяц, на который можно было продлить срок.

ПОЛГОДА налогоплательщики, которым предъявлены налоговые претензии в очень больших размерах, фактически находится в «подвешенном» состоянии. Буквально как куклы на веревочке.

Все процессуальные сроки, предусмотренные п. 1 ст. 101 НК РФ для принятия итогового решения по проверке налоговым органом уже давно пропущены, на попытки налогоплательщика узнать по телефону, когда же он получит решение у инспекторов один ответ: «Решения нет, ждите».

Таким образом, на мой взгляд, налоговыми органами на местах явно нарушаются требования закона (п.1 ст.101 НК РФ), а заодно и права налогоплательщика, в отношении которого проведена выездная проверка. Если я не прав возразите мне, приведите ссылки на нормы права, которые позволяют налоговым органам так поступать с налогоплательщиками?

В конце концов даже преступник имеет какие-то права, а в данном случае еще никто не доказал, что налогоплательщик является преступником.

Даже в уголовном кодексе, подозреваемому, в определенный законом срок должно быть предъявлено официальное обвинение, иначе подозреваемого отпускают домой.

Возникает вопрос, по какой причине руководители налоговых органов на местах не выносят свои итоговые решения по уже завершенным налоговым проверкам. Если они уверены в выводах своих налоговых инспекторов, отраженных ими в Акте налоговой проверки, то им следует в установленный законом срок принять соответствующее решение с привлечением налогоплательщика к налоговой ответственности или без такового.

Если же руководитель налогового органа НЕ уверен в выводах налоговых инспекторов, отраженных ими в Акте налоговой проверки, то ему все равно следует к этому сроку принять соответствующее решение о снятии с налогоплательщика претензий, нашедших отражение в Акте проверки.

Но, в любом случае соответствующее решение необходимо принять в установленный законом срок. Иначе мы имеем дело с нарушением закона самим руководителем налоговой инспекции.

На необходимость строго соблюдения территориальными налоговыми органами процессуальных сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации для проведения налоговых проверок, оформления их результатов, а также рассмотрения дел о налоговых правонарушениях указывает и Федеральная Налоговая Служба России в своем письме от 10.01.2019 года № ЕД-4-2/55. Заметьте письмо совершенно свежее.

На мой взгляд, такое положение дел недопустимо. Нарушать закон недопустимо вообще НИКОМУ. А особенно недопустимо нарушать требования Налогового кодекса РФ самим же работникам налоговых органов.

Это очень сильно подрывает авторитет налоговых органов в глазах простых налогоплательщиков, в то время как авторитет налоговых органов должен быть абсолютно непререкаем и постоянно расти в глазах налогоплательщиков.

Такая ситуация порождает у налогоплательщиков чувство беззащитности, я бы даже сказал чувство беззакония, и явной демонстрации неравноправия налогоплательщика и налогового органа перед законом. Поскольку налогоплательщик своими глазами видит совершенно очевидные нарушения основного налогового закона со стороны самого налогового органа, которому безнаказанно сходят с рук всего его нарушения основного налогового закона.

И все это происходит в то время, когда любой налогоплательщик подвергается наказаниям в виде штрафов, пени и даже угрозе уголовного преследования для руководителя компании, практически за любое нарушение закона с его стороны.

Уверен, что все собравшиеся в этой зале легко во всех цветах и красках могут себе представить, что сделает любая Налоговая Инспекция с любым налогоплательщиком, если он нарушит хоть на один день какой-нибудь срок, установленный Налоговым кодексом для представления какого-либо документа: или налоговой декларации, или срока уплаты налога или срока для предоставления какого-нибудь документа. За любое нарушение сроков любого налогоплательщика ждет неминуемое наказание. А за нарушение сроков вынесения решения самим руководителем налогового органа, ни самому налоговому органу, ни тем более его руководителю совершенно ничего не грозит. А это не правильно. Это нарушает баланс общественных интересов.

Автор: Управляющий ООО «БЭНЦ» - Некрасов Н.В.

Главная Карта сайта ?

© 2003 - 2024 ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр"
Все права защищены

Вся информация и графические элементы, размещенные на сервере (за исключением логотипов, графических элементов и торговых знаков других фирм), являются
собственностью ООО "Бухгалтерский Экспертный Налоговый Центр" и не могут быть использованы без разрешения Администрации сервера

Яндекс.Метрика